НОЧИ:

Хоббит: финальный аккорд саги о Средиземье?



Трудно представить себе, что в следующее Рождество нас уже не будет ожидать новый фильм из казавшейся бесконечной киноверсии Питера Джексона о Бильбо и Фродо Бэггинсах, о Гэндальфе, Сауроне, Сарумане, драконе Смауге и Торине Дубощите, об эльфах, гномах и орках.

Дело жизни Питера Джексона

Чтобы перенести выдуманный толкинский мир на киноэкран, нужен был не только невероятный энтузиазм такого завзятого толкиниста, как Питер Джексон. Сейчас уже мало кто помнит, что новозеландский режиссер начинал как автор острых социальных драм (больше всего запомнились его «Небесные создания» с Кейт Уинслет в главной роли - 1994 год).

Более того, мало кто даже помнит, наверное, что в перерыве между двумя трилогиями Джексон снял еще и «Кинг-конга» - очередной римейк еще одного «вечного» голливудского блокбастера.

Что бы ни делал теперь находящийся еще в расцвете сил 53-летний режиссер, имя его прочно будет ассоциироваться в киномире именно с толкиновской эпопеей.

С одной стороны, есть чем гордиться. Первая трилогия «Властелин колец» при общей (более чем внушительной!) стоимости в 280 миллионов доллларов собрала по миру совершенно фантастические 3 миллиарда. В 2003 году заключительный фильм трилогии «Возвращение короля» поставил невиданный ни до, ни после того рекорд, получив все одиннадцать «Оскаров» на которые он был номинирован.

Этими фильмами Джексон прославил не только себя, но и свою родную Новую Зеландию. И не только потому, что небольшая страна может гордиться всемирной славой своего сына. Почти первозданная, неиспорченная современной цивилизацией природная прелесть этой земли стала идеальной съемочной площадкой для толкиновского Средиземья. А с тех пор неизбежно и местом паломничества бесчисленных толкинистов - поклонников теперь уже не только знаменитой книги, но ее еще более знаменитого экранного воплощения.

Трудности, конфликты, судебные разбирательства

В отличие от «Властелина колец», производство которого прошло относительно гладко, создание «Хоббита» было сопряжено с массой трудностей. Для начала пришлось распутать сложную бюрократическую историю о принадлежности прав на экранизацию «Хоббита», в которой были замешаны чуть ли не все крупнейшие голливудские студии. Именно эта юридическая правовая коллизия и помешала в свое время Джексону начать съемки своей киноэпопеи с «Хоббита». В результате зритель, уже ознакомившись с событиями «Властелина колец», вернулся на шесть десятилетий раньше.

Кроме того, в 2008 году, в затянувшийся из-за бюрократической волокиты перерыв между двумя трилогиями, наследники Толкина предъявили судебный иск - ни много ни мало на 220 млн долларов - компании New Line, производителю «Властелина колец».

Иск блокировал начало работ по съемкам «Хоббита» до тех пор, пока стороны не пришли к внесудебному соглашению, сумма которого осталась тайной.

Джексон или дель Торо

Несмотря на грандиозный успех созданной Джексоном первой трилогии, ставить «Хоббита» был приглашен Гильермо дель Торо.

Давно уже работающий в Америке мексиканский писатель, режиссер, сценарист известен не только своими причудливыми испаноязычными хоррор-фантазиями («Хребет Дьявола», «Лабиринт Фавна»), но и голливудскими боевиками («Блейд-2», «Штамм», «Тихоокеанский рубеж»).

Дель Торо начал работать над сценарием «Хоббита», но затянувшаяся бюрократическая проволочка и бесконечно откладывавшееся начало съемок вынудили его выйти из проекта.

Тем не менее, он числится соавтором сценария всей снятой в итоге все тем же Джексоном трилогии, и сам Джексон признает, что «творческая ДНК» дель Торо оставила свой неизгладимый отпечаток и на драматургии, и на внешнем облике трилогии.

Критики устали

Если «Властелин колец» Толкина - огромная трехтомная эпопея, и размах джексоновской экранизации был вполне ей под стать, то «Хоббит» - тоненькая книжица. Поначалу планировалось два фильма, но вошедший во вкус Джексон и почувствовавшая неистощимую золотую жилу компания Warner Bros умудрились растянуть ее на продолжающуся восемь с лишним часов кинотрилогию.

Многие преданные толкинисты отнеслись к этому искусственному растягиванию незамысловатой сюжетной канвы крайне болезненно. «История раздута за счет не имеющего никакого отношения к литературному первоисточнику материала», - с раздражением пишет критик газеты Daily Telegraph.

Сам Джексон своим заключительным фильмом предельно доволен. «Это мой самый любимый из всех фильмов трилогии. Самый эмоциональный, самый напряженный из всех трех».

Критики, однако, встретили «Битву пяти воинств» весьма прохладно. Не мог не сказаться эффект усталости. При всей изобретательности Джексона, при всей завораживающей технической и образной мощи 3D изображения, новизна его сильно поблекла, а драматургическая разжиженность, ранее казавшаяся простительной на фоне всепоглощающей зрелищности, стала чем дальше, тем больше раздражать.

«Я искренне рад, что в следующем году мне не придется больше смотреть и рецензировать очередной фильм толкинианы», - с облегчением заявил кинокритик газеты Observer Марк Кермоуд.

Так все же конец?

Не придется ли? Ведь, несмотря на то что главные литературные опусы Толкина уже экранизированы, есть еще «Сильмариллион» - книга мифов, собранная и опубликованная уже после смерти писателя его сыном Кристофером.

Пока, однако, шансов на это, кажется, немного. Наследники Толкина, обладающие правами на книгу, об экранных версиях Джексона отзываются без всякого почтения: фильмы эти, по их мнению, «разрушили красоту и философскую силу» книг.

Впрочем, нечто подобное мы уже слышали. Нет никакого сомнения в том, что при всем ворчании критиков «Битва пяти воинств» соберет не менее грандиозную кассу, чем все предыдущие фильмы обеих трилогий. Удастся ли принципиальным родственникам покойного писателя устоять от соблазна получить очередного увесистый кусок от этого жирного голливудского пирога - большой вопрос.

Будет ли к новой серии кинематографической толкинианы - если она все же состоится - причастен Питер Джексон, судить пока невозможно.

Хевиметаллический Саруман

И в качестве эпилога трудно удержаться от того, чтобы не упомянуть и не относящуюся напрямую к «Хоббиту», но тесно связанную с ним историю.

Исполнитель роли злого волшебника Сарумана, 92-летний патриарх британского кино Кристофер Ли, выпустил в канун Рождества сингл «Darkest Carols, Faithful Sing».

Как и создатели толкиновских фильмов, Ли вот уже третье Рождество подряд радует своих поклонников песнями в стиле «тяжелый металл» - музыкальный жанр, казалось бы мало приличествующий человеку столь почтенного возраста.

В 2012 году его рождественский сингл назывался «A Heavy Metal Christmas», в прошлом 2013-м - «A Heavy Metal Christmas Too».

Александр Кан, обозреватель по вопросам культуры Русской службы Би-би-си